Драматургическое развитие

Что же касается второй половины, то в ней эти аналогии более опосредствованны. VII часть, Adagio («В тюрьме Санте»), по значительности содержания и масштабам более других претендует на функцию местного «центра тяжести», хотя и не имеет связей с сонатностью, а строится на сквозном развертывании.

VIII часть, Allegro («Ответ запорожцев турецкому султану»),- еще одно скерцо-кульминация гневного протеста. IX часть создает по отношению к предыдущей самый яркий контраст в цикле - это второй, иной по смыслу лирический центр всего цикла - утверждение позитивной идеи добра, гуманности, непреходящей ценности искусства, воплощение гармонии.

IX и особенно X и XI части выявляют прежде всего общие композиционные функции в цикле (IX - репризы, X - коды всего цикла).

Драматургическое развитие в цикле Четырнадцатой симфонии носит, таким образом, особый характер, который М. Арановский метко определяет как «развитие по спирали» с раскрытием единой идеи через много этапов, с возвращением на новом «витке спирали» к предыдущим образам, но уже под иным углом зрения (отсюда, добавим мы, и «подобие функций» частей - несколько разных скерцо и разных по смыслу и значению лирических медленных частей). Отсюда же - и «децентрализованная» структура цикла при его глубоком внутреннем идейно-образном и интонационном единстве, подкрепленном образно-тематической репризностью. Как в большинстве вокальных циклов, здесь нет настоящего сонатного аллегро, претендующего на общий «центр тяжести», нет направленности развития к единой точке (если не считать таковой коду - смысловое резюме симфонии), тем не менее цикл симфоничен от начала до конца, и выражается это огромном удельном весе собственно оркестрового начала (тематизма и методов развития), глубине и значительности идеи, раскрываемой прежде всего оркестровыми средствами выражения.