3

− Органы чувств

Постараемся уточнить, какой смысл имеет термин представления. Статья под этим названием в Большой Советской Энциклопедии трактует психофизиологическую основу представлений следующим образом: Представления - конкретный образ предмета или явления, ранее воздействовавшего на органы чувств; конкретная форма знания, заключающаяся в ассоциации наглядных образов - представлений и отражающая связи и о

Далее »

− Факты духовной жизни

Сказанное характеризует специфику социальной истории в целом. У истории духовной культуры есть отличия и от других исторических наук (например, истории экономики). Это - особые категории фактов, подлежащих изучению: не только факты практики (предметы, действия), но и факты сознания и переживания, не только что-то сделанное, виденное, слышанное людьми, но и вызванные этим мысли и чувства. Оценк

Далее »

− Картина ушедшей жизни

Так как изучаемое кануло в прошлое, важно воссоздать его, причем в возможной целостности. Лишь при максимально полной, добросовестной реконструкции былого можно познать закономерности развития. Без такой реконструкции теоретические рассуждения суть произвольные измышления, то есть не наука. Но дело не только в том, чтобы создать базу для теоретических выводов. Картина ушедшей жизни интересует

Далее »

− Человеческое общество

Поскольку человеческое общество находится в непрестанном развитии, движении, изменяется и сама человеческая психология, нет в этой области отношений, сохраняющихся неизменными долгое время. Все положения требуют доказательства их истинности, и лишь на каждый данный момент что-то может считаться уже доказанным.

Как во всякой другой науке, ознакомление с рядом отдельных фактов, их анализ

Далее »

− История музыки и музыкальной жизни

В литературе по теории и методике исторических наук уже отмечалось, что невозможно понять историю без изучения социальной (социально-исторической) психологии, изменяющейся во времени . Для истории духовной культуры это имеет принципиальное, можно сказать, основополагающее значение, хотя до сих пор обычно учитывают лишь явления идеологии, политической жизни, науки, смежных искусств. Социальная

Далее »

− Высшие достижения искусства

Высшие достижения искусства, создания выдающихся художников могут быть в свое время не вполне познаны, оценены не по достоинству. История взаимоотношений творцов и потребителей художественного творчества полна драматизма. С углублением понимания истории человеческого общества и психологии человека углубляется и постижение произведений искусства прошлых эпох. Однако место произведений искусства

Далее »

− Функции методологии познания

Известно, что функции методологии познания по отношению ко всем наукам выполняет материалистическая диалектика. Это не только форма философской методологии, но и база конкретных научных методов, в частности при изучении истории человеческого общества.

Тезис материалистической диалектики о том, что все в природе и обществе взаимосвязано и взаимообусловлено, имеет непосредственное отноше

Далее »

− Тезис исторического материализма

Научно правильный сколько-нибудь адекватный вывод о прошлом возможен только при исторической точке зрения, историческом подходе. Многолетние разыскания в архивах, упоминания подлинных фактов, ссылки на солидные источники, цитаты из трудов основоположников марксизма еще не означают исторического подхода. Историзм - это метод, это позиция.

Все имеет не только настоящее, но и прошлое, отз

Далее »

− Преобразование структуры симфонического цикла

Одно из последствий введения слова в симфонию - индивидуализация структуры сонатно-симфонического цикла. Правда, по отношению к вокальным симфониям 60-70-х гг. сразу же возникает вопрос - не является ли этот факт проявлением общей тенденции, столь свойственной симфонии второй половины XX в.? Безусловно, в симфониях 60-70-х гг. поиски индивидуальных художественных решений, затронувшие все сторо

Далее »

− Тема симфонии

В традиционном сонатно-симфоническом цикле, как известно, этим условиям более всего отвечает сонатная форма. Интересно, что в I части Тринадцатой симфонии, где определяющей является не сонатная, а сквозная вокальная форма с чертами рондообразности, определяемая текстом, тем не менее очень ярко проявляются черты сонатной драматургии Шостаковича, сонатности как принципа мышления (о чем подробнее

Далее »